?

Log in

Sociolinguistics / Социолингвистика

Москва разрушает многоязычную систему образования Башкортостана

Sociolinguistics / Социолингвистика

Москва разрушает многоязычную систему образования Башкортостана

Previous Entry Share Next Entry
червониј тартакмен
Закон “О языках народов Республики Башкортостан” был принят десять лет назад. Он определил условия сохранения и равноправного развития языков народов Республики Башкортостан (РБ). В соответствии с ним на территории РБ обеспечивается развитие национальных языков, двуязычие и многоязычие.

Минувший год Генеральная Ассамблея ООН объявляла Годом языков. Он прошел под лозунгом: “Языки важны!”. В рамках мероприятий, посвященных ему, в марте 2008 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась презентация Республики Башкортостан и языковой национальной политики, проводимой в республике. Эксперты признали, что опыт Башкортостана является уникальным, и требующим всестороннего изучения.

В ЮНЕСКО считают, что языки находятся в неравных условиях - большинство языков планеты нуждаются в защите. Сегодня на 96 процентах общего количества языков говорит всего лишь четыре процента населения планеты. Через несколько поколений более половины из приблизительно 6700 языков могут исчезнуть из-за того, что они не используются в делопроизводстве, образовании и средствах массовой информации. В среднем каждые 15 дней из обихода уходит один язык.

Между тем, в России минувший год в вопросах языковой политики обозначился совсем другими тенденциями. В течение года велась разработка новых образовательных стандартов, существенно ограничивающих, а на практике - делающих невозможным изучение и преподавание родных языков.

В декабре 2007 года были приняты поправки в Закон об образовании, в соответствии с которыми из учебного процесса исключен регионально- национальный компонент, в рамках которого велось изучение родных языков, истории, культуры и литературы родного края.

В последней редакции Закон об образовании по прежнему декларирует право граждан на получение основного общего образования на родном языке, а также изучение государственных языков республик в составе Российской Федерации. С другой же стороны стороны, вводятся механизмы существенно ограничивающие декларируемые права.

Так, например, разработанные Министерством образования и науки РФ проекты базисных учебных планов оказываются неприемлемыми для многонациональных республик. В учебных планах для школ с русским языком выделено три часа на изучение родного языка, и не предусматривается изучение государственного языка субъектов РФ, истории и культуры региона. В учебных планах для национальных школ предложенное количество часов на изучение русского языка и литературы почти в два раза меньше количества часов, отведенных на изучение родного языка, что также является неприемлемым. И, наконец, третий вариант учебных планов вообще не предусматривает изучения родных языков.

По новому Закону РФ органы управления образования субъектов РФ лишаются права формировать содержания образования, поэтому вполне можно ожидать, что большинство школ будут выбирать (новый закон дает им такое право) третий вариант учебных планов. И дело вовсе не в отсутствии сознательности у руководителей и попечителей школ. Министерство образования РФ поставило учебные заведения в такие условия, что изучение родных языков и культуры становятся невозможными.

Так, например, итоговая государственная аттестация проводится по всем предметам, кроме родных языков. Более того, она должна проводиться только на русском языке. Эта директива противоречит статье 6 Закона РФ “Об образовании”, обеспечивающей право учащихся обучаться и, соответственно, сдавать итоговые экзамены на родном языке.

Введение Единого государственного экзамена и обязательных экзаменов по математике и русскому языку (которые проводятся только на русском языке) также не ведут к повышению роли родных языков. Очевидно, в таких обстоятельствах и родители, и школьники, и учителя, будут стремиться к тому, чтобы обучение велось именно на русском языке.

Другим фактором, оказывающим негативное влияние на изучение родных языков, является перевод школ на подушевое финансирование. Можно ожидать, что в первую очередь будут сокращаться ставки преподавателей родных языков.

Последние законодательные инициативы депутатов в области образования, а также деятельность Министерства образования РФ могут поставить крест на достижениях, которые удалось добиться в сфере языковой политике в Республике Башкортостан.

На сегодняшний день в школах республики изучается 14 языков: башкирский, русский, татарский, чувашский, марийский, удмуртский, мордовский, немецкий, украинский, белорусский, латышский, польский, еврейский, армянский. На шести языках - башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском, удмуртском - организовано обучение. Обучение на родном языке осуществляется в 1279 школах, в том числе в 775 школах - на башкирском, в 357 школах - на татарском, в 100 школах - на марийском, в 25 школах - на чувашском, в 22 школах - на удмуртском языках.

На родном башкирском языке обучаются 39,3 процента учащихся, на родном татарском языке - 8,9 процента учащихся, на родном марийском языке - 22,2 процента, на родном чувашском языке - 6,2 процента, на родном удмуртском языке - 9,1 процента учащихся. Среди всех учащихся нерусской национальности доля учащихся, обучающихся на родном языке, составляет - 16 процентов, среди учащихся, шести национальностей, на языках которых организовано обучение, - 23,3 процента. Шесть языков - мордовский, немецкий, украинский, белорусский, латышский, польский - изучаются как предмет. Еврейский и армянский языки изучаются в воскресных школах.

В Республике Башкортостан удалось добиться, что 72,4 процента учащихся нерусской национальности изучают свой родной язык, а 99 процентов учащихся изучают башкирский язык как государственный.

С целью выявления талантливых, одаренных детей и повышения престижа родных языков, в республике ежегодно проводятся олимпиады по русскому, башкирскому, татарскому, чувашскому, марийскому, удмуртскому языкам. Традицией стали ежегодные республиканские конкурсы сочинений по родным языкам. На последний конкурс было направлено 737 работ школьников на 10 языках. Ведется большая работа по укреплению учебно-материальной базы преподавания родных языков: оборудовано 3544 кабинета родных языков.

Среди лучших учителей, удостоенных гранта Президента РФ, есть и учителя родных языков. В 2008 учебном году грант получили 66 учителей, в том числе 45 учителей башкирского, 11 учителей татарского, три учителя марийского, один учитель мордовского языков и шесть учителей предмета “Культура Башкортостана”. Успешно решаются проблемы с обеспечением школ учебниками по государственным и родным языкам.

Руководство Башкортостана активно выступает за сохранение этнокультурного компонента. Президент РБ Муртаза Рахимов выразил свое мнение по поводу исключения национально-регионального компонента из образовательного стандарта в ходе работы большого августовского педсовета.

“Новые образовательные стандарты не выдерживают критики в части учета интересов регионов, особенно национальных республик, - сказал он. - Фактически они отменяют региональный компонент. А ведь именно в его рамках сейчас преподаются родные языки и литература, история родного края и краеведение. И теперь ставится под сомнение сама возможность изучения этих предметов. Поэтому Башкортостан был категорически против принятия закона в таком виде. Мы убеждены, что региональный компонент должен быть восстановлен. Считаю, что его следует устанавливать не в Правительстве Российской Федерации, а федеральным законом об образовании, как это и было раньше”.

Солидарную позицию высказали Президент Татарстана Минтимер Шаймиев и законодательные органы обеих республик. Активную позицию по данному вопросу заняли национально-культурные организации Башкортостана, общественность республики. “Нас ставят в такие условия, что мы вынуждены все время перед кем-то оправдываться за то, что мы родились башкирами, татарами, русскими, чувашами… За то, что мы любим и хотим знать родную культуру, язык, традиции”, - считает председатель Башкортостанского отделения общественной организации татар “Ватаным”, ректор Башкирского государственного педагогического университета Раиль Асадуллин.

Преподавание по новым образовательным стандартам начнется вестись уже с 1 сентября текущего года. Остается надеяться, что до этого времени федеральные органы власти прислушаются к голосу регионов. В Государственной Думе 19 февраля пройдут депутатские слушания на тему: “Федеральный государственный образовательный стандарт - стратегический ресурс устойчивого развития многонационального общества: законодательные инициативы субъектов Российской Федерации”. Возможно, что это мероприятие позволит вернуть языковую политику России в русло уважения к языкам народов ее населяющих.

Булат Юлбарисов

Источник: ИА “Башинформ”
Powered by LiveJournal.com